Banner-new-1

Знойные страсти в театре «На Басманной»

Афиша Московского государст венного музыкального театра"На Басманной" сезона
2005/06 года приглашала на фести валь в помещение Московского го сударственного академического ка мерного музыкального театра подруководством народного артистаСССР Бориса Александровича По кровского.
Репертуар обещал знойные страсти подстать июльской жаре. Интересно, что в названиях спектак лей, предложенных зрителю, нашла отражение история развития музы кальной культуры Европы XIX века.
Так в оперном искусстве первой половины XIX века главное место за нимают чувства героев. Для сюжета характерны четкость, простота, тон кость в показе переживания героев.
Фестиваль открыла комическая опера Жака Оффенбаха «Свадьба при фонарях» в постановке режис сера Наталии Печерской. Непритя зательный сюжет являет пример мещанского сентиментализма с присущим ему прославлением се мейной морали. Идея — любой бед няк может стать богатым — находит свое воплощение в драматургии спектакля. Оперу можно отнести к жанру мелодрамы. На примере «Свадьбы при фонарях» мы видим, как она теряет свое первоначаль ное бунтарское содержание. Соци альные конфликты подменяют мо ральные.
Спектакль обладает всеми досто инствами комической оперы, здесь первоначально значение ее музы кального материала. В ней явно про слеживается движение музыкальной драматургии и вокала. Ей присущи легкость, острота характеристик, разрешение конфликта музыкально -вокальными средствами, которые находятся в параллельном изложе нии. В «Свадьбе при фонарях» ра зыгрывается оригинальная сцени ческая версия, близкая анекдоту. Ревность героя к несуществующему сопернику разрешается современ ным прочтением классической кан вы музыкальной комедии. «Когда мне предложили поставить одноакт ную оперу, я остановила свой выборна „Свадьбе при фонарях“ Жака Оф фенбаха. К его музыке я отношусь трепетно и нежно. Он мой любимыйкомпозитор. К „Оффенбихиадам“, ккоим относится и „Свадьба при фо нарях“, меня привлекает острый умавтора, легкость характеристик», рассказывает режиссер-постанов щик спектакля Н. Печерская. В оперепри анекдотической ситуации геройищет обходные пути к достижениюмечты. Не видит, что счастье — ря дом. "В «Свадьбе при фонарях» этой жемчужине — мастерство ее ав тора — «Моцарта Елисейских Полей», как называют Оффенбаха ", — гово рит режиссер.
Сценическое действие оперы подчинено музыкальной драматур гии. Ритмическая структура спектак ля строится на чередовании мело драматических и каскадных сцен, лирических и бравурных интонаций. Действие предстает как сплав ори гинальных сценических приемав, выразительного вокала, с отсутстви ем штампов.
Режиссер Наталия Владимиров на продолжает: «Мне понравился коллектив, в спектакле занята моло дежь. В работе я старалась раскрыть их актерские возможности. Испол нители стараются постичь основы актерского мастерства, будучи про фессиональными вокалистами. Ре петиции проходили интересно, им сопутствовала творческая атмосфе ра. Работа над спектаклем продол жается. Хочется довести течение действия до импровизации. Мы к этому стремимся как к высшему пи лотажу актерского мастерства».
Артисты, занятые в спектакле, образуют крепкий ансамбль.
Виктор Леонтьев — Гильом и Ири на Елисеева — Дениза нашли верные тональности ролей, выраженные в репликах и в вокале. В логике по строения мизансцен четко просле живается линия их взаимоотноше ний. Все выразительные средства, в том числе и танец, образуют единуюсвязку, характеризующую внутрен ний мир героев, их образы.
Фаншетта — Таисия Земскова и Катрин — Алла Комарова представ ляют каскадную пару. Они органич ны в действии: средствами вокала, пластики, танца создают колорит­ные образы. Персонажи добиваются своей цели в комплексе всех средств сценической выразитель ности. Актеры не утрируют игру, действуют в пределах такта, при этом очень выразительны. Все их по ведение подчинено линии сквозногодействия при всей сложности соче тания вокала, слова, движения.
В один вечер со «Свадьбой при фонарях» идет «Муж за дверью» другая комическая опера Жака Оф фенбаха, жанровые особенности ко торой позволяют причислить ее к во девилю. Он, как правило, насыщен жизнерадостным остроумием, в ко тором А.И. Герцен видел «один изсущественных прекрасных черт эле ментов французского характера», жанра, рожденного в годы француз ской революции.
Режиссер-постановщик спектак ля "Муж за дверью. Вячеслав Архи пов рассказывает: «Это комедия по ложений. В ней правит водевильная ситуация. Комедия очень смешная и действенная. В то же время у Оф фенбаха произведение обозначено как комическая опера». И действи тельно, "Муж за дверью. обладаетоперными достоинствами. 3апоми нающиеся арии, достаточно слож ные в вокальном и интересные в му зыкальном отношении партии, яркие ансамбли дают возможность испол нителям проявить свое вокальное мастерство.
«В занимательной сценарной драматургии лежит залог успеха спектакля», — утверждает режиссер.

Ирина Варшавская
МУЗЫКА И ВРЕМЯ N 5. 2007.