Banner-new-1

Удовольствие получают все

Когда-то, в советские годы, в Москве существовало всего три музыкальных театра — Большой, имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и оперетты. Потом возник Театр под руководством Бориса Покровского. Сегодня в столице музыкальных театров свыше полутора десятков. Все очень активно работают, у каждого — свое лицо, свой репертуар, свой зритель. Хотя далеко не у каждого есть свое помещение, Два года назад в нашей газете речь шла как раз о такой ситуации с Театром музыкальной комедии «На Басманной» под руководством Жанны Тертерян. Захотелось узнать, -как сегодня живет театр, какие у него перспективы. Благо и подоспел особый повод.
Через всю Никольскую ули цу протянута большая зазыв ная «растяжка»: «Летний сезон Московской музыкальной ко медии и указание адреса — Никольская, 17, в помещении Камерного музыкального теат ра под руководством Б. По кровского. Поначалу может показаться странным: московский театр объявляет летний сезон на своей же московской земле. На самом же деле все правильно.
У театра под руководством Ж. Тертерян своего помеще ния нет. Их приют — здание бывшего исполкома Бауманс кого района на Басманной. Приют, разумеется, времен ный. Сцена и зал для проведе ния торжественных заседаний и общественных мероприятий мало подходят для спектаклей, тем более музыкальных, с ор кестром. Поэтому в активный сезон свои яркие, красочные постановки труппа зачастую играет по чужим сценическим площадкам: в Театре п\р А.Джигарханяна, в ДК МЭЛЗ, в театре «Русский дом»… А тут выдалась возможность показать лучшие работы в самом центре Москвы, да еще у Покровского, педагога, учителя Ж.Тертерян на всю ее жизнь. И театр не прогадал. За те несколько дней, что играли на Никольской, зал был ежеве черне полон, вопреки, каза лось бы, мертвому сезону. И прием спектаклей публикой был отличный: долгие аплодис менты, цветы, слова благодар ности.
Для гастрольного «выезда» определили четыре названия: «Муж за дверью» Ж. Оффенбаха, премьеру, с которой на чали и которой закончили по каз, «Ночь наваждений» Г. До ницетти, «Леди Акулина» А. Покидченко, «Чеховские во­девили» с романсами 1930 -1940-х гг... Все спектакли весе лые, с остроумно закручен ным сюжетом, хорошей музы кальной основой А к одноакт ному «Мужу за дверью» до бавили еще в качестве второ го акта «Дивертисмент» из от рывков популярных оперетт: «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «летучая мышь» И.Штрауса, «My Fair Lady» Ф.Лоу и «Канкан» Ж.Оффенбаха. Более чем достойная программа, чтобы показать возможности всей труппы. А труппа у Ж.Тертерян молодая, голосистая, пластичная, все прекрасно двигаются, танцуют, девушки, как заправские актрисы «Мулен Ружа», садятся «в шпагат». И кажется, получают все: публи ка в зале, актеры — на сцене. Играют азартно, с удоволь ствием, голоса прекрасно зву чат в уютном зале Камерного театра. Даже, мне кажется, в "Дивертисменте» можно было бы обойтись без микрофончи ков, придающих ненужный металлический окрас есте ственному тембру голосов.
Небольшую музыкальную комедию «Муж за дверью» Жака Оффенбаха, конечно, не сравнить с его прославленны ми «Прекрасной Еленой», «Па­рижской жизнью», «Перикопой», но и в ней, скромной, всего на четырех исполните лей, во всем блеске отразил ся талант композитора, по пра ву считающегося одним из ос новоположников классической оперетты. Сюжет несложен, но остроумно расцвечен мас сой привходящих обстоятепьств, дающих возможность постановщику Вячеславу Архипову (режиссер Елена Лепнева, балетмейстер Ирина Левакова) все время держать ге роев на грани смешного и дра матического. Судите сами: в спальную, где пышная постель ждет молодоженов, пирующих с гостями этажом ниже, через каминный дымоход сваливает ся полураздетый молодой че ловек, спасающийся бегством от разъяренного супруга, с женой которого был застигнут. Выход из комнаты только один, но за дверью — свадьба. И вот уже кто-то направляется сюда. Флорестан (Павел Бадрах) пря чется в платяной шкаф. В ком нату входит Сюзон, новобрач ная (Наталия Кармелюк), в со провождении подруги Розины (Ирина Елисеева). Дальше -фантасмагория. Юноша обна ружен, Сюзон в панике, Розина запирает дверь, а господин Мартен (Максим Копач), муж Сюзон, уже стоит за дверью. Прыгать из окна — высоко, дверь открыть — невозможно: Розина уронила ключи в окно. Арии, дуэты, трио, квартеты сменяются с молниеносной быстротой (диридер-постановщик Максим Сафонов). Паника в комнате, ярость мужа за дверью, слышащего мужской голос в спальне жены. Конечно, все кончается благополучно и даже более: за время суеты Розина и Флорестан успели настолько понравиться друг другу, что ветреный любовник, забыв прежнюю пас сию, предлагает руку и серд це новой возлюбленной.
Надо отдать должное ис полнителям. Они не только хорошо поют, они хорошо иг рают как драматические акте ры. Немного, разумеется, плюсуя чувства. Ведь это все же не психологическая драма, а музыкальная комедия, тре бующая соблюдения своих жанровых особенностей. Но это именно тот театр, который всегда и во всех своих поста новках отстаивал и продолжа ет отстаивать Борис Александрович Покровский, общеприз нанный глава и мэтр оперной режиссуры.
Отрадно отметить, что с неменьшей увлеченностью, на высоком профессиональном уровне прошли и остальные, уже не премьерные спектакли театра. «Ночь наваждений» в декорациях Ольги Золотухиной с костюмами Карины Автандиловой — один из самых ярких. В постановке Александра Бармака довольно запутанная исто рия любящих друг друга Энрике (П. Бадрах) и Серафины (Алла Комарова) превращена в некое карнавальное действо, оправдывающее бесконечные превращения Энрике и его по явления в аптеке Аннибале (М. Копач) под разными личи нами. Равно как и уловки Mapцелины (Ирина Баженова), пытающейся вернуть себе невер ного мужа Аннибале, задумав шего жениться на молоденькой Серафине. А в таком деле, как известно, не обойтись без Но тариуса (Сергей Лаврин), Свя щенника (Алексей Исаев), двух подружек — Джудитты (Таисия Земскова) и Розиты (Тамара Золотоверх) и уж, конечно, без расторопного мальчика — Слуги (превосходная работа Юлии Романовой), вездесуще го, всеведущего, целиком сто ящего на стороне молодых влюбленных. Образы спектак ля несут на себе явные черты персонажей комедии дель арте, облагороженные италь янской романтической оперной школой.
Выбрав для себя никем другим не востребованную нишу классической музыкаль ной комедии, театр под руко водством Ж. Тертерян весьма последовательно и успешно работает в этом направлении. Как будто бы намечаются и подвижки в области обретения своего постоянного места жи­тельства. Это произойдет не сегодня, не сейчас, но свет уже забрезжил в конце тон неля. Думается, театр вполне заслуживает внимания и под держки со стороны городских властей.
Закончив свой летний сезон на сцене Камерного музыкального театра. коллектив «На Басманной» ушел на летний отдых. Свой очередной сезон он откроет в октябре. Советую всем любителям музыкальной комедии посмотреть его спектакли. Получите удовольствие, ручаюсь.

Наталия Балашова
МОСКОВСКАЯ ПРАВДА, 23 ИЮЛЯ 2005 ГОДА