Banner-new-1

ТРИУМФЫ НА БАСМАННОЙ

Первый Московский фестиваль комической оперы, прошедший на сцене Камерного театра, организо вал и провёл Музыкальный театр под руководством Жанны Тертерян.
Одно дело — давать свои спектакли на чужой престижной площадке, не имея собственного здания, и другое объявить во всеуслышание о Первом Московском фестивале комической оперы. К такому раскладу по-иному отнесутся и критики с журналиста ми, и даже любящая публика: ведьфестиваль предполагает не просто
праздник. Он обещает и разных участников события, и более высокий уровень подготовки.
Музыкальный театр «На Басман ной» , обозначивший в прессе и в своей рекламной продукции l-й Москов ский фестиваль комической оперы как начало кампании по возрождению несправедливо забытого жанра, по шёл ва-банк и выиграл. Творческая фантазия Тертерян вкупе с талант ливым коллективом, подобный кото рому сегодня может собрать и удер жать далеко не каждый руководи тель, тем более в Москве, уже давно снискал себе любовь зрителей. А фе стиваль позволил этому коллективу занять нишу, до сих пор бывшую сво бодной. Сыграла здесь роль и аван тюрная смелость организаторов, ко торые несколькими спектаклями своего собственного театра сумели создать прецедент, чтобы иметь пра во на дальнейшие действия. И пре мьера «Безумного Drang'a на Зальцбург», поставленная в день от крытия, тому подтверждение.
Спектакль сделан по зингшпилю Моцарта «Директор театра», где либ ретто из начально довольно скучное, а музыки, хоть и гениальной, — с гулькин нос. Вот почему это произ ведение австрийского маэстро ста вили зачастую лишь в концертномварианте. Жанна Тертерян, пре красно зная изнутри театральнуюкухню, решила увеличить число дей ствующих лиц и обострить междуними борьбу за место под солнцем (либретто Николая Шумейко). Этопотянуло за собой вставные номераиз других опер Моцарта, которыетолько украсили спектакль, пока зав с самой выгодной стороны всехсолистов. За исключением начала, гдепрозвучала ария Констанцы из опе ры «Похищение из Сераля». Из вестно, что она очень сложна в ис­полнении, но здесь и воспринимать еёбыло непросто. Приходилось толькогадать, кто эта мрачная и высоко мерная женщина, которая испыты вает наше терпение. Но всё осталь ное, что случилось после неё, заста вило забыть первые минуты нелов­кости и недоумения, потому что вспектакле действительно был фей ерверк фантазии и талантов, гдекаждый, кто выходил на сцену, удив лял и восхищал зрителей.
А ещё фестиваль дарил публике сюрпризы, среди которых особенно радостной стала встреча с артистом Бориславом Молчановым. Его появ ление как-то незаметно сбаланси ровало превосходные актёрские ра боты в уже давно идущих спектак лях, так что совершенно по-другомупрозвучали и «Ночь наваждений»Доницетти, и «Муж за дверью» Оф фенбаха. В его «Флорестане», героеиз светской жизни французских «ту совщиков», было столько чувствен ности и азарта, что не вызывало сом нений, почему он, спасаясь от мужаодной женщины, тут же попадает вспальню к другой: представитель ницы прекрасного пола были не в си лах отринуть обладателя столь люб веобильного сердца.
Актёрский квартет в «Пиратском треугольнике» Доницетти буквально превзошёл все наши ожидания. Свет лана Арефьева блеснула своим тёп лым сопрано и женственностью, Кон стантин Сироткин увлёк мощным ба ритоном и тонким юмором, АнастасияГоловина растопила нежностью иредким колоратурным сопрано, а Бо­рислав Молчанов покорил красотой исилой своего превосходного тенора ивиртуозной игрой, в которой нет ни грана фальши при довольно остром рисунке роли. Ну а все вместе они дали возможность насладиться и увлекательным зрелищем, и вели колепным вокальным ансамблем.
Лишь мюзикл Александра Покид ченко «Леди Акулина» смазал общую картину. Малоинтересной оказалась сама музыка спектакля, а её вос произведение стало тяжёлым бре менем для ушей собравшихся: то «фонили» микрофоны, густо разве­шанные на маленькой сцене камер ного театра, то без удержу грохоталбарабан, заглушая пение солистов, то никак не соединялся с фонограммойживой инструментальный ансамбль. Да и от пушкинской повести почти ничего не осталось, кроме схематич ной фабулы, в которой герои выгля дели, как статисты.
Зато заключительный вечер фе стиваля явился настоящим триум фом театра. Ведь в «Фиалке Мон мартра» совпало сразу всё — и по трясающая музыка венгерского маэ­стро, и безудержная фантазия по становщика Жанны Тертерян, и мо лодой задор талантливой труппы.
Переполненный зал, то и дело взрываясь аплодис ментами и криками «бра во», в конце спектакля встал, не в силах сдержатьсвои эмоции.
Итак, l-й Московский фе стиваль комической оперы, хоть и задумывался как пробный шар и заявка на будущее, весьма серьёзное предприятие, которое пой дёт под грифом всероссий ского, а затем и междуна родного, наделал этим ле том много шума. На улицеНикольской, где организа торы проводили свои спектакли насцене театра п/р Бориса Покров ского, висели растяжки. Перед вхо дом юноши и девушки в карнаваль ных костюмах зазывали гостей. Вфойе играл инструментальный ан самбль, а публику угощали то пивомв день открытия, когда шла премье ра «Безумного Drang'a на Зальцбург»австрийского маэстро, то итальян ским или французским вином передкомическими операми Доницетти иОффенбаха. А ещё разыгрывалось эксклюзивное шампанское, чтобы уж совсем взъерошить зрителей, по селив в их душе праздничное отно шение к происходящему.
Но главными в эти вечера всё-таки были спектакли, в которых музыка и голоса, юмор и любовь щедро вы плёскивались со сцены в зрительныйзал. И всем казалось, что слишкоммало этих минут и часов для того, чтобы насладиться счастьем встречи с искусством комической оперы. И что обязательно нужен в Москве та кой фестиваль, в котором примутучастие и другие талантливые кол лективы, влюблённые в этот заме чательный жанр...

«Человек. Культура. Город»,2007