Banner-new-1

ТОП-ФЕЯ И ПРИНЦ-КАРАТИСТ

В музыкальном театре «На Басманной» по-новому прочли сказку Шарля Перро «„Спящая красавица“»

КОГДА МЫ СЕГОДНЯ обращаемся к старым сказкам, нам явно не хватает в них перца, кажется, что там слишком мало драк и смертей, взрывов и падений с высотных зданий, чем так усердно пичкает нас телевидение. Хотя, если всерьез задуматься о событиях, которыми изобилуют и народные сказки, и опусы великих мастеров этого жанра, то можно найти в МПiо венных поворотах действия и драматическихколлизиях, переживаемых героями, множествоэлементов самого настоящего современного триллера. В той же «Красной шапочке» мать от правляет маленькую дочку одну в лес, где бро дит волк, который съедает потом и бабушку, ивнучку. В «Мальчике-с-пальчике» ребенка броса ют в лесу родители, а людоед его находит и хо чет им полакомиться. «Кот в сапогах» тоже знако мит нас с людоедом, который явно несобирается переходить на вегетарианство. Ну ав русских народных сказках у Бабы-Яги и вообщевсегда наготове печь и лопата, на которую онасажает свои жертвы, прежде чем ими отобедать.
Правда, в сюжете о «Спящей красавице» нет особых жестокостей. Хотя старая фея, обидевша яся на то, что ее не пригласили вместе с другимина бал, и предрекает королевской дочери смертьот укола веретена, но этого страшного события непроисходит. Другая фея, не сумев предотвратитьпрокnятие, все-таки смягчает его столетним сном, погрузив в него не только юную принцессу, но и все королевство, что тоже весьма неприятно. Но это все-таки лучше ранней смерти.
Художественный руководитель театра «На Ба сманной» Жанна Тертерян отнеслась к известно му сюжету не как к музейной реликвии, которуюневозможно изменить или сломать. Сохранивего основу, она смело обошлась со многими дей ствующими лицами сказки, заставив их почувст вовать дыхание сегодняшней жизни. И, конечно, больше всего новшества коснулись злых сил. Во главе их встала не дряхлая старая фея, а пол ная сил и энергии женщина по имени Хоррона, которая стремится во что бы то ни стало бьггь молодой и красивой. И каждое придуманное и $:Qвершенное ею злодейство омолаживает ее лучше, чем искусная операция хирурга-космето лога. Актриса Юлия Романова, исполняющая этуроль, МПiовенно преображается на глазах у зри телей из согбенной фиrypы с дрожащим старчес ким голосом в стройную красавицу-модель, тан цующую и поющую как шоу-дива в окружениипривычного для нас кордебалета.
Очень по-сегодняшнему выглядят и ведут себя и короли ...соседних государств. Они сначала мило беседуют, потом начинают хвастаться и'задирать друг перед другом нос, переходя на крик и ссору.
Но все заканчивается димоматической улыбкой. и помахиванием рук. Ведь оба они — и непомерный гордец Карл Константина Сироткина,. и свое нравный властолюбец Филипп Геннадия Землян ского, — прекрасно понимают, во что обойдетсяих распря стране и собственным детям.
Изрядные изменения претерпела и любовная линия «Спящей красавицы». Поскольку в театре «На Басманной» столетний сон был отброшен, как нафталинная древность, явно не вписывающаяся в скоростной ХХI век, то и принца Фердинанда влечет в замок не простое любопытство юности. Он, конечно же, успел увидеть девушку своей мечты, полюбить ее, еще не зная, что она прин цесса, и захотел жениться на ней вопреки волеродителей. Апександру Кольцову, исполняющемуэту роль, режиссером даны все средства, чтобыnoнравиться и принцессе, и зрителям. Он и поет, и вальсирует, и дерется со всякой нечистью, что бы спасти любимую. Причем использует не толь ко шпагу, но и приемы восточных единоборств.
Новый взгляд на старую сказку коснулся и доб рых сил, к которым при надлежат феи. Их в спек тaклe всего три, но они настолько симпатичны, веселы, остроумны и жизнедеятельны, что не от пускают внимание зрительного зала ни на свкун ДУ, а их изысканное пение украшает собой музы калЬнуЮ ткань спектакnя. И при этом все три феи, на редкость не похожие друг на друга, объедине ны в любви и заботе о принцессе: строгая и ра зумная Клэб Anлы Комаровой, экстравагантнаяБьют Елены Калашниковой и задорная симпатягаФэт Ирины Баженовой. Да, право же, и еСТЬ коголюбить и этим феям, и родителям, и принцу. Ведь в принцессе Авроре режиссер Тертерян ви дит реальное противопоставление элу, пусть да же и такое хрупкое, как актриса Анастасия Голо вина. Она изображает свою героиню существомнаивным и нежным, с голосом, похожим на чис тый горный ручей. Похоже, что именно в этой де­вушке оказалось сфокусировано то самое свет лое начало, что обязательно побеждает в любомтриллере. И ради него театр «На Басманной» со здал свой спектакль, принципиально иной, чем все предыдущие балеты, мультики и кукольныесказки о «Спящей красавице». Кстати, в нем и му зыка звучит не только Петра Чайковского, но и другого русского композитора — Модеста Мусорг ского. И художник Игорь Капитанов придумал по трясающее оформление, которое сверкает, пере­ливается и двигается по электронной схеме, какпо мановению волшебной палочки. А жанр спек такnя обозначен как волшебное шоу. И в этом нет никаких сомнений".
Наталья Крыжановская

«ЗАВТРА», 2007, февраль