Banner-new-1

Им не страшен серый волк, Учительская газета, март 2016 года

Спектакль «Золотой цыпленок» в театре «На Басманной»: папам посвящается.

Вопрос «Любите ли вы театр?» звучит почти так же нелепо, как «Любите ли вы отдых?». Всегда найдутся оригиналы, которые на оба вопроса ответят отрицательно. Но многие люди театр всё-таки любит: ведь это возможность получить позитивные эмоции, приятно провести вечер, приобщиться к миру искусства и, наконец, выгулять вечерние наряды. А что значит поход в театр для детей? Только развлечение? Нет, ещё и развитие: кругозора, словарного запаса, культуры, умения анализировать события, сопереживать добру и осуждать зло. Вот почему постановка каждого нового спектакля для детей – не коммерция, а, если хотите, миссия. Особенно, когда спектакль удался. Премьера «Золотого цыпленка» в столичном музыкальном театре «На Басманной» — явно такой случай.

Для успеха здесь есть всё: замечательная музыка, красивые костюмы, отличная игра актёров. И история про Лису с племянником Лисюнтием, Волка, Золотого цыплёнка и зайчат Бама и Бома. Сюжет нехитрый: по приказу Лисы Волк крадёт у курочки Рябы золотое яйцо для того, чтобы появившаяся из него курочка несла золотые яйца. Высиживать яйцо уговаривают Волка, и вылупившийся на свет Цыплёнок, искренне считает Волка папой. Но фишка в том, что Цыплёнок не курочка, а петушок Петя. Лиса, узнав правду, хочет его съесть, а Волк, воспылав отцовской любовью, его вместе с зайчатами спасает.

Волк (Михаил Гуро), как и во всех сказках, сер, голоден и гоняется за зайцами. Но здесь он ещё и трогательно романтичен: пишет стихи, наивно поддаётся на лесть зайчат, легко позволяя себя одурачить. Да, он идёт на лисью авантюру: «честно разбогатеть», украв золотое яйцо, но защищая Цыплёнка,  становится«нашим». Если кто из родителей забыл: «наши» — это «хорошие», и за них дружно болеет весь зрительный зал.

Лису играет Алла Комарова. Она прекрасно поёт, танцует, носит изящный рыжий парик под не менее изящной шляпкой и ездит на шикарной машине, но очень быстро становится для публики Антигероем №1, попадая в разряд «плохих», потому что коварна, хитра, загребает жар чужими руками (то есть, волчьими лапами) и всё в жизни измеряет деньгами. Так что если к концу первого акта кто-то из детей и восхищался «красивой тётей Лисой», то в финале все единодушно «болели» против неё и Лисюнтия — Помощника Главного Антигероя (Евгений Якушевский). Он, как и полагается, высокомерен, красив, изящен, а также ленив и глуп. Например, долго не мог понять, зачем нужно «прибрать» золотые скорлупки, завидовал Цыплёнку, которого кормят пирожными, и к огромной радости зала засыпал у клетки с Цыплёнком, которого охранял.

Зайцы — Бом (Анна Линдина) и Бам (Александр Примаков)  - достойно продолжают традиции побед над волками, начатые в мультфильме «Ну, погоди». Сначала они обводят Волка вокруг пальца и не попадают к нему на ужин, потом вместе с ним борются за свободу Золотого цыплёнка. Судя по восторженному смеху и детским выкрикам, оба быстро обретают в публике поклонников.

Но главный приз зрительских симпатий принадлежит Золотому цыплёнку в исполнении Юлии Романовой-Кутьиной. Юные зрители легко отождествляют себя с этим очаровательным шалуном – неугомонным, любознательным, по-доброму хулиганистым и трогательно наивным – и сопереживают ему. А искреннее убеждение Золотого цыплёнка: если любящего папу зовут Волк, то это доброе имя, покоряет сердца абсолютно всех в зале независимо от возраста.

Кстати, о возрасте. Детские психологи считают, что поход в театр будет полезен детям, начиная с 4-летнего возраста: расширится кругозор, увеличится словарный запас. Однако они же уточняют: это не значит, что очень маленького ребёнка нет смысла водить в театр. Мы с дочкой начали ходить в цирки и театры гораздо раньше. Да и на спектакле «Золотой Цыплёнок» я увидела крошечных деток. Например, Галина Вячеславовна пришла в театр «На Басманной» с внуками, которым 4 и 2 года, уже не в первый раз. И она убеждена: нельзя быть слишком маленьким, чтобы развиваться на спектакле, особенно музыкальном.

Или Антонина — ей три с половиной. Она уже дважды ходила в кино на мультики, а вот в театре впервые. Сначала спектакль привлекает её внимание: огоньки на сцене, музыка, красивые костюмы. Но девочка быстро теряет нить сюжета, начинает вертеться, изучать соседей в зале, решает познакомиться со мной, пока её мама увлечена спектаклем. Я объясняю происходящее на сцене, говорю, что из яичка вылез не «клоун», как решила девочка, а Цыплёнок. Она ненадолго включается в действие, но едва я перестаю комментировать сюжет, лезет под кресло играть в прятки: для нее оказалось сложно высидеть полтора часа, что идёт спектакль, причём, с антрактом.

А вот Анечке всего 3,она сидит у бабушки на коленях: иначе не увидит сцену, и весь спектакль завороженно следит за происходящим, ничего не упуская в действии. «Тебе понравилась лисичка?» — спрашиваю у неё в антракте. Аня возмущённо крутит головой: «Нет! Она хитрая!». Выясняется, что бабушка с Аней – заядлые театралы, к походу на спектакли готовятся заранее. Думаю, именно благодаря стараниям бабушки девочка в свои три года очень восприимчива к музыке, обожает театр. Так что возраст просмотра сугубо индивидуален, и вполне реально привить ребёнку театральную культуру с самых малых лет. Но это требует усилий от взрослых. Основная часть юных зрителей (в зале были дети от двух до двенадцати лет) полностью окунулась в музыкальную атмосферу спектакля. Кто-то  смотрел на сцену, открыв рот, кто-то радостно хлопал в ладоши после каждой песни и танца, кто-то плясал между рядами, повторяя движения актеров.

И буквально все после спектакля уходили с положительными эмоциями. Но, по-моему, больше всех были довольны папы. «Правильный спектакль! Идеологически полезный! — гордо сказал один, наматывая отпрыску пёстрый шарфик. – Папа в семье — самый главный и лучший!». Мама парировала: «Вот будешь «высиживать цыплёнка» не только по выходным, точно будешь лучшим папой». А отпрыск примирительно уточнил: «Ты в семье самый любимый папа, а мама — самая любимая мама»…

Татьяна Вичева

Оригинал читайте здесь