Banner-new-1

Фестиваль Оперные страсти в театре «На Басманной»

В Москве на сцене Камерного театра под руководством Бориса Покровского прошел фестиваль лучших спектаклей музыкального театра <На Басманной> под руководством Жанны Тертерян.

Когда в таком мегаполисе, как Москва, стоит жара, кажется, будто нигде ничего не происходит. А все просто бегут из дома на работу и обратно, и никому даже в голову не приходит, что совсем рядом с главной площадью столицы разгорается фестиваль веселых и забавных спектаклей с потрясающей музыкой, молодыми героями и невероятными историями, в которых перемешались любовь, ревность, власть и деньги. И вдруг, совершенно неожиданно для себя обнаружив афишу, извещающую об открытии фестиваля, что проводит музыкальный театр <На Басманной>, я любопытства ради оказался в уютном зальчике Камерного театра. И услышал там незабываемого Жака Оффенбаха в его комической опере <Свадьба при фонарях>. Двое молодых людей, влюбленных друг в друга, ходили кругами, боясь получить отказ, а две кумушки-соседки, подслушивая и подглядывая за ними, пытались в этой истории урвать для себя кусочек.
Меня сразу же поразила главная героиня в исполнении Ирины Елисеевой, причем не только своим чудесным полетным голосом, а еще и красотой — открытой, естественной и оттого необычайно привлекательной. Актриса подчеркнула в Денизе те чистоту, искренность и целомудрие, что трогают даже уставшее надеяться и верить сердце. Каковы же были мое удивление и радость, когда в другой одноактной опере Оффенбаха — <Муж за дверью> Ирина Елисеева играла уже не деревенскую простушку, а вполне светскую леди, которая вместе со своей подругой становится жертвой нелепых обстоятельств. Кстати, роль ее подруги исполнила Наталия Кармелюк, сумевшая покорить публику своим очаровательным сопрано и увлечь в водоворот комедийных положений, откуда четверка героев безуспешно искала выход. Интересно, что каша была заварена отнюдь не женщиной, как это часто бывает. Страсти закипели из-за легкомысленного ловеласа, который, спасаясь от разгневанного мужа, вломился в спальню к другому. И надо сказать, что Виктор Леонтьев, сыгравший единственного мужчину в <Свадьбе при фонарях> — скромнягу фермера Гильома, исполнил во второй опере неисправимого сердцееда Флорестана. И в той и в другой комедии он был обаятелен и музыкален, вот только спортивной стати актеру явно надо запастись для сцен раздевания: это оказало бы хорошую услугу его герою. А завистницы-соседки из <Свадьбы при фонарях>: Фаншетта (Таисия Земскова) и Катрин (Алла Комарова) — были на редкость стройными и энергичными, что успешно применила постановщик Наталья Печерская и в веселых танцах, и в ревнивых драках.
Несчастного мужа, который почти весь спектакль действительно находился за дверью, сыграл Павел Бадрах. Для постановщика Вячеслава Архипова этот артист стал просто находкой. Он смог оправдать все психологические ходы, предложенные ему режиссером, виртуозно проведя свою сложнейшую партию вынужденного одиночки, терзающегося от ревности.
Известно, что оформление — это половина успеха, по крайней мере, оно значительно влияет на зрительское восприятие спектакля. На меня точно повлияло и веселое, яркое, напоминающее садовую клумбу сценографическое решение <Свадьбы> вкупе с костюмами, похожими на роскошные летние цветы, и лаконичный, ясный рисунок в светлых тонах оперы <Муж за дверью>. Вот только художников этих спектаклей в программе я так и не нашел. <Стоит ли на этом заострять внимание?> — спросите вы. Конечно, потому что всегда хочется знать, кто же подарил тебе наслаждение, придумав спектакль в действии, музыке, танце и художественном образе.
Например, Вячеслав Архипов понравился зрителям и как режиссер, умеющий ценить юмор и способный донести его до зала, и как яркий комедийный актер, сыгравший Чубрикова в <Чеховских водевилях>, и министра изящных искусств Фраскатти в <Фиалке Монмартра>. Великолепным партнером ему был в этих спектаклях Вячеслав Ткачук. Их сцены публика воспринимала буквально на ура, следя за всеми нюансами этого филигранного дуэта.
Комедийный ансамбль театра в полной мере поддерживает и актриса Ирина Баженова, которой невозможно отказать ни в превосходном голосе, ни в обаянии, ни в чувственности. Той самой чувственности, без которой вряд ли вообще можно воспринимать оперы-буфф, водевили и оперетты: они тут же становятся сухими и скучными, как макароны без масла. Ирина Баженова во всех своих ролях умеет быть смешной и нелепой, красивой и дурнушкой, всегда оставаясь при этом женщиной, полной страсти и огня, привлекающей мужчин одним только жестом, взглядом, взмахом ресниц.
Кстати, театру очень повезло на талантливых актрис. И одна из них — Анастасия Головина. Хрупкая девушка, появляющаяся в опере Гаэтано Доницетти <Пиратский треугольник> в конце всех немыслимых перипетий сюжета, имеет очень мало времени для того, чтобы понравиться публике. Но улыбка и удивительный голос актрисы, легкий, высокий, берущий одну за другой музыкальные вершины, покоряет сразу и бесповоротно. А в <Фиалке Монмартра> сыгранная ею Виолетта дарит друзьям — обитателям богемы и зрителям спектакля свою нежность, дружбу и артистический талант. А вот любовь ее героини принадлежит художнику Раулю Камье, которого играет Алексей Исаев — со всем пылом и азартом, на которые способна молодость. Режиссер и худрук театра Жанна Тертерян выстраивает в <Фиалке Монмартра> действие, движущееся только навстречу любви. Причем любовь эта приходит как чудо и вселенский праздник. В центре событий — роскошная женщина и певица Нинон Тесье. Актриса Светлана Арефьева исполняет свою роль бурно и сочно, с удовольствием входя во вкус амбициозных претензий своей героини. В ее голосе звучит жажда жизни, как гимн земным желаниям и радостям. А когда эту мелодию Имре Кальман отдает Виолетте, она наполняется чувством, которого так и не дано было узнать эгоистичной Нинон. Но его ощущают и разделяют зрители, готовые запеть вместе с героями оперетты, обожая их всех, таких разных и таких замечательных. Особенно женщин: милых, красивых, талантливых, заставляющих мужчин совершать глупости, без которых жизнь была бы невероятно уныла.

«Москва», 2007, №2.