Banner-new-1

БАСМАННАЯ-БУФФ

Заметки о Первом московском фестивале комиче ской оперы

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «На Басманной», созданный Жанной Тертерян,
молод, боевит и зажигателен. Но не от то го только, что молоды, куражливы, под вижны и красивы артисты труппы. И не oт тoгo, что жанр комической оперы, не совместный с уверенной в себе вальяжно стью, немыслим без высокого темпа сце нического действа и танца, без гротеска и розыгрыша, подаваемых с куда большей ажитацией, чем это допускается в опере -сериа. Всё это — внешние, хотя и далеко немаловажные факторы. Глубинными же причинами, позволяющими считать мо лодость органичным состоянием театра «На Басманной» , являются бодрость и сила духа труппы, отсутствие страха пе ред новым, желание дарить людям ра дость, не боясь упреков в «примитивизме» сюжетов и обязательном «hарру end». Мы прибегаем к театру не только ради высо кой трагедии и серьезной оперы, но и из -за таких вот милых «пустячков», ожидая, что в веселой их кутерьме сможем заря диться энергией, снова ощутить вкус кжизни, в натуре норовящей придавить посильнее.
Совсем недавно свое бесстрашие и задор театр «На Басманной» продемон стрировал еще раз, когда в течение шести
жарких июльских дней он, невзирая на ерничанье разного рода скептиков, сумел организовать и провести на сцене Камер ного оперного театра под управлением Бориса Покровского Первый Московский фестиваль комической оперы.
Фестиваль открылся первым показом на публике спектакля «Безумный Dгапg на Зальцбург», в основу которого поло жена одноактная опера Моцарта «Дирек тор Teатpа», сочиненная им по заказу им ператора Иосифа II в 1786 году к приезду в Вену генерал-губернатора Австрийских Нидерландов. Тема о закулисной жизни театра, где претендующие на место в труппе артисты демонстрируют свои спо собности и умение петь, позволила ре жиссеру-постановщику Жанне Тертерян использовать кроме музыки самого зин гшпиля арии, дуэты и ансамбли извест ных опер Моцарта — 'Дон Жуана",
«Свадьбы Фигаро», «Похищения из Сера ля». «Так поступают все», «Волшебной флейты». Таким приемом театр пользо вался неоднократно. Где-то, оказавшись «ко двору», это украсило действо, где-то выглядело нарочитым, а где-то бьло и вовсе не к месту. В новом спектакле явно «не к месту» оказалась знаменитая ария Царицы ночи из «Волшебной флейты», непонятно зачем исполненная в самом начале действия неведомо откуда взяв шейся Музой директора театра (актриса Наталья Кармелюк). Да и сама эта ария, сочиненная Моцартом для колоратуры своей свояченицы Жозефы Хофер, так сложна, что лишь немногие оперные примадонны после долгих репетиций решаются ее спеть. Музыка Моцарта есть музыка Моцарта. И слушать ее хочется в авторской аранжировке и более или ме нее адекватном его «божественному» гению исполнении. Так что у создателей спектакля и артистов — все свершения еще впереди.
Второй и третий дни работы фестиваля были отданы постановкам опер-буфф зна менитого Доницетти — самого, пожалуй, плодовитого оперного композитора, кото рый за свою полувековую жизнь успел со чинить порядка 70 (!) опер, чье имя нераз рывно связано с расцветом бельканто, осо бенно тенорового. Оба спектакля, рассказы вающие о комических перипетиях любви, — «Ночь наваждений» (Колокольчик) и «Пиратский треугольник» (Рита) — знако мы нам еще по прошлому году. Но их вос­приятие на этот раз было иным — более привлекательным и органичным. Даже многочисленные вставные номера в «Ночи наваждений» не мешали наслаждаться тем весельем и радостью жизни, которое излу чали ее герои, смеющиеся надо всем и над самими собой в первую очередь. А все из за того, что в данном случае мы оказалисьсвидетелями редкостной сыгранности ак терского ансамбля, его счастливого на строя. Раскованная игра в роли слуги Ири ны Елисеевой в сочетании с ее свободной галантностью, льющимея голосом, яркий образ «брошен ной жены» Марцелины в передаче харак терной актрисы Ирины Баженовой — все сложилось воедино. Самым же разитель ным было то, что катализатором этой гар монии, ее стержнем стал невысокий, иг рающий второстепенную роль Священника артист Борислав Молчанов. Я и не подозре вала, что знакомый мне по исполнению камерных партий в сочинениях классиче­ской музыки тенор, имеющий настоящее бельканто сильного, чистого и прозрачного звучания, — на удивление органичный ак тер, не только чутко реагирующий на игру партнеров, но и играющий первую скрипку в создании драматических ансамблей по типу музыкальных. эга его черта ярко вы светилась на следующий день в «Пират ском треугольнике», где он сыграл и спел одну из главных ролей оперы — Беппо. Здесь вовсю развернулся его талант певца и артиста. К тому же следует отметить, что в этой опере Доницетти, не «замутненной» вставными номерами, превосходно сыграли и спели две солистки театра — Светлана Арефьева (Рита) и Анастасия Головина (Жаннет). эти молодые актрисы с их игрой, голосом и внешностью могут бьпь украше нием любого театра музыкальной комедии. А потому этот спектакль, поставленный Жанной Тертерян, стал одним из самых ярких впечатлений фестиваля.
В день четвертый на сцене Театра По кровского царил Оффенбах. Были показаны две его одноактные комические оперы
«Свадьба при фонарях» и «Муж за дверью». Первая — в постановке Натальи Печер ской, вторая — Вячеслава Архипова. Обе- без существенных перелицовок либретто и без вставных номеров. Так что в этот ве чер Оффенбах действительно правил бал, заворожив публику истинно французской «Свадьба при фонарях — эта немудреная, но покоряющая своей искренно стью история об обстоятельствах соединения двух любящих сердец молодых селян — интересна в первую очередь своей фольклорнойосновой. В опере „Муж за дверью“, комедии нравов из жизни парижского просвещенного»света", Оффенбах и его либреттисты — лю ди свои. Потому-то они не только доско нально знают, как остроумнее вышутить сво их героев, но и как вызвать к ним симпатию зрителей. Здесь тоже есть что сказать об ак терских и певческих достоинствах Борислава Молчанова, но и все остальные участники
Павел Бадрах, Ирина Елисеева и НатальяКармелюк заслуживают самых добрых слов. эга комическая опера может быгь отнесена к лучшим спектаклям, показанным на фестива ле.
Последний день показа, как и год назад, был отдан оперетте Кальмана «Фиалка Мон мартра», созданной по мотивам романаМюрже «Сцены из жизни Богемы». Как и тогда, спектакль, поставленный в 1998 году
Жанной Тертерян и возобновленный в новых декорациях в январе 2006 года, оставил яркое впечатленне от бьющей через край театраль ности. В нем, как и тогда, хорошо видна под чиненность всех изобразительных средств музыки, либретто, сценографии и костюмов, молодости и энтузиазма труппы — раскрытию главной сути спектакля: уяснению
чувств и мыслей канувшей в Лету первой Богемы. Как и тогда восхитила эксцентрика и буффонада игры Вячеслава Ткачука в роли дядюшки Франсуа, за которыми вдруг стано вилась видна доброта и ранимость натуры его героя. Лучше, чем прежде, показались обе главные героини в исполнении Анаста сии Головиной (Виолетта) и Светланы Арефьевой (Нинон), которые стали воспри ниматься не как соперницы, а как помощни цы друг другу. В результате выиграли обе, так как прозрачность и девичья чистота голо са одной лишь подчеркнула теплоту и мяг кость тембра другой. Однако есть у спектак ля и свои «но». И отиосятся они в первуюочередь к оркестровому звучанию. Дирижер -постановщик оперетты Валерий Петров предлагает музыку Кальмана в трактовке ско­рее эстрадной, чем классически вы держанной. А ведь сам Кальман отдавал предпочтение другой. Потерял спектакль и от усиления голосов артистов микрофонами. Взале Камерного оперного театра — это нетолько не нужное, но просто вредное дело.
Вот, собственно, и всё о фестивале коми ческой оперы. Остается лишь пожелать, что бы высказанные замечания театр воспринял вполие серьёзно.
«Завтра» Июль 2007 г