Ушёл из жизни Юрий Архипов, директор Московского музыкального театра «На Басманной», почётный работник культуры Москвы, большой сильный человек, отдавший 30 лет любимому делу. Ему был 61 год.
Всё началось с оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра», которую я захотела посмотреть в 2006 году в музыкальном театре «На Басманной», несколько раз наткнувшись на афиши у метро Бауманская. Сказать, что была потрясена, ничего не сказать. Любовь и жажда творчества, талантливые актёры и великолепные голоса, изящная постановка Жанны Тертерян и тот лёгкий остроумный флёр, что бывает лишь в юности, для которой нет преград, — вот что это было! Мы встретились с директором театра Юрием Архиповым и договорились, что я буду их пресс-атташе. Тогда же выяснилось, что он муж худрука Жанны Тертерян, и что они вместе открыли театр «Экспромт», а потом театр «На Басманной». Юрий Александрович попросил написать пресс-релиз к «Фиалке», с которой решил ехать на гастроли в Санкт-Петербург и в Вильнюс. «Напишите так страстно, чтобы люди просто не смогли к нам не прийти! Потом-то они не оторвутся от сцены!» И осенью были 2 аншлага на сцене питерской музкомедии, на Итальянской, 13. «Я протоптал весь Петербург на своих ногах, чтобы организовать эти два чудных спектакля с огромным количеством зрителей, — признался он потом. — Люди даже стояли в ложах, я сам стоял. Несколько раз в Вильнюсе, когда в конце спектакля зал, стоя, аплодировал 7-8 минут с криками «Браво!», я тоже испытывал потрясение! Это были моменты счастья!»
«Я вторгся в театр с завода, — с улыбкой сказал мне однажды Юрий Александрович. – До него были армия, соревнования по классической борьбе, работа в механосборочном цехе завода им. Лихачёва. Конечно, занятия театром предполагают любовь к нему. Но у меня всё началось с любви к Жанне Григорьевне Тертерян. Я приходил на её экзамены в ГИТИС, где она преподавала, смотрел этюды, отрывки из спектаклей. И это было замечательно! А потом был создан театр, куда вошёл её курс». Он мог всё: грузить декорации, монтировать спектакли, бегать по всей Москве с билетами, когда театр жил без денег, улаживать конфликты, пробивать гастроли, организовывать летние сезоны в музыкальных театрах Покровского, Станиславского и Немировича-Данченко, на концертных площадках парков в Царицыно, Коломенском, Архангельском, пробивать поездки в Крым и на разные фестивали. И при этом всё время учиться – в Высшей школе для деятелей сценических искусств п/р Геннадия Дадамяна, в Университете культуры по специальности — управление учреждениями культуры и искусства. «Я человек максимально компромиссный, — сказал он мне однажды, — кому-то даже кажется, что из меня можно верёвки вить. Но я всегда держу линию обороны, куда лучше меня не загонять. Как только понимаю, что отступать уже нельзя, начинаю контрнаступление, которое, как правило, приводит к заметным результатам». Он 30 лет держал мощную оборону вокруг любимых им театра и жены. А вот себя уберечь не смог.
Наталья Савватеева