Banner-new-1

Игорь Корябин: «Приватизация теремка: метод одного поджога»,газета «Завтра»,14 января 2014 г

 

Газета «Завтра»

Приватизация теремка: метод одного поджога

Игорь Корябин

14 января 2014

 

Возрастная маркировка 0+ новой музыкальной сказки для детей «Теремок», премьеру которой выпустил в этом сезоне Театр «На Басманной», объединяет всех нас от мала до велика: одно лишь необходимое условие – рано или поздно всем нам надо было непременно появиться на свет. Со мной это случилось еще в той «стране счастливого детства», которой давно уже нет на карте мира, но могучий осколок которой под названием «Россия» в новых политических и социальных реалиях день ото дня рождает не только новые исторические и культурологические фарсы, но и новые сказки, в том числе и музыкальные.

 

В мое время сказки были совсем иными – добрыми и волшебными: в них даже злые герои казались не очень-то страшными. Сегодня, когда бездуховность в обществе достигла своего ярко выраженного апогея, а бал в нем правят лишь материальные ценности – и не просто деньги, а очень большие деньги, – сказки для детей стали чрезмерно рациональными и на редкость практичными. Новые сказки всё более и более отчетливо начали впитывать в себя горькую социальную иронию наших дней.

 

Именно таковой предстает и новая интерпретация известной сызмальства русской народной сказки о теремке, на сей раз решенной в жанре мюзикла. Всё становится очевидным после того, как знакомству с новой постановкой, премьера которой состоялась на сцене Центрального Дома культуры железнодорожников, уделишь ровно час своего внимания: этот весьма компактный спектакль идет без антракта. Определенно, сие знакомство к разряду неприятных причислить нельзя, но ощущения концептуальной целостности  спектакля оно также не приносит.

 

Фигура композитора в музыкальном театре – всегда на первом плане: без музыки не было бы ничего. Московский композитор Юрий Алябов не только написал замечательную музыку и создал ее очень качественную инструментальную минусовку, но стал также и автором вполне добротных стихов вокальных номеров, к счастью, не злободневных, а самодостаточно содержательных. И если бы сюжетная линия спектакля (режиссер-постановщик и автор сценария – Мария Бобкова) была выстроена последовательно логично и вдумчиво, без налета волюнтаристской спекуляции на дешевых аллюзиях проблем сказочных героев со злободневными проблемами сегодняшнего дня, спектакль мог бы получиться: ведь позитивного в нем – немало. Это и великолепные костюмы Натальи Спасской – на них просто отдыхает глаз! Это и очень удачная сценография Игоря Капитанова – без излишеств, но в меру функциональная и эстетически красивая. Это и удачно найденный общий пластический рисунок спектакля со вполне привычными для мюзикла танцами, органично вплетенными в ткань спектакля балетмейстером Ириной Леваковой. Это, наконец, и качественное световое оформление, созданное художником по свету Андреем Черкасовым.

 

Замечателен в этом спектакле и состав актеров-певцов. Теперь за право приватизации теремка в волшебном лесу борются американская лягушка Кваби, туристка-путешественница (Ирина Баженова), испанский петух Петро, этакий Дон Педро в облике балетного тореадора (Евгений Петиш), шепелявый китайский ежик Ли, знаток Конфуция и искусства бонсай (Вячеслав Ткачук), а также индийская змея Зита, героиня, попавшая в этот спектакль с Бомбейской фабрики киногрез (Ирина Елисеева). Это персонажи, так сказать, народной бесплатной приватизации в равных долях, хотя в нашей жизни совершенно ничего бесплатного, конечно же, не бывает. А если и бывает, то, как и в этой сказке о проблеме отдельно взятой «резиновой квартиры», к позитивному результату поначалу не приводит: испытание правилами и нормами «капиталистического общежития» в новом коммунальном дворце-теремке эта четверка персонажей не выдерживает.

 

Лишь только угроза захвата собственной недвижимости двумя голодными рейдерами, лисой Неелой и волком Клыком – замечательным вокально-актерским дуэтом Константина Сироткина и Анжелики Зарьевой – заставляет квартирантов, что называется, в едином строю сплотиться перед лицом врага. А врагу, гремучему тандему лисы и волка – похоже, всё же нашего местного, а не заграничного разлива – нужен вовсе не сам теремок, а клад, якобы зарытый под ним. В результате никакого клада там не отыскивается, а истинный клад, который обретает вся сказочная шестерка героев – это дружба, ценней которой ничего, как известно, в мире нет. Прекрасный тезис! Однако сей местами даже остроумный спектакль, так хорошо начавшийся, подводит к пониманию этого как-то спонтанно и неумело, абсолютно не связывая основные пятьдесят минут постановки с десятью минутами финала.

 

Удивляет и не в меру агрессивная натуралистичность, с которой подается постоянное неуемное желание лисы и волка кого-нибудь съесть. А незадолго до своего финала спектакль и вовсе расписывается в невозможности существования на сказочной территории: волк и лиса поджигают теремок, и для этого в волшебном лесу «абсолютно случайно» находится всё необходимое – и дымовые шашки, и канистра с бензином. Понятно, что сказки сегодня особые – не те, что раньше. Так что пока не поздно, и старую добрую сказку о теремке поспешили «приватизировать» в сфере мюзикла. Сказано – сделано. Приватизировали методом «одного окна» – одного поджога.

 

Мюзикл для детей, несомненно, удался на славу, а вот авторско-режиссерская концепция не совсем. И хотя жильцам теремка пожар «каким-то чудесным образом» удается быстро потушить и свою недвижимость спасти, криминальный эпизод в финале постановки неизбежно портит всё дело: после этого между жильцами теремка и «братками» — рейдерами вряд ли возможна хоть какая-нибудь дружба. Но самым непонятным и, мягко говоря, странным во всей этой истории выглядит то, что прививать подобные «ценности» социального поведения возрастная маркировка спектакля рекомендует начинать прямо с пеленок.