Banner-new-1

Игорь Корябин:"«Это счастье, когда поёт душа!», журнал «Страстной бульвар», сентябрь 2011 г

 

Ирина Баженова: «Это счастье, когда поёт душа!»

Кажется, мечта Ирины Баженовой о сцене музыкального театра родилась безотчетно и давно. «Я запела, как только родилась», – говорит она о себе. Природный музыкальный слух, яркий певческий голос, артистическое обаяние и жажда сцены, – вот те неотъемлемые качества, которые и предопределили выбор ее будущей профессии. Скромная и молчаливая в жизни, на сцене она сразу преображается, ибо покорять сердца публики – это ее призвание, а умение настраиваться на ответную эмоциональную волну зрительного зала – ни с чем не сравнимая радость. По мнению певицы, «только музыкальный театр и дает исполнителю весь комплекс творческой самореализации, когда нужно петь, танцевать, произносить драматические монологи и участвовать в ансамблевых интермедиях: именно музыка помогает актеру раскрыть на сцене всё богатство психологических оттенков и настроений. Музыка в известной степени “играет” вместе с актером». А отсюда – творческое кредо артистки: «В нашем прагматичном XXI веке – с присущими ему театральными спецэффектами – естественные человеческие чувства уже нельзя играть, как в XIX веке: они будут неинтересны искушенному зрителю. Но именно через любовь и сильные чувства нужно воссоздавать противоречивую палитру красок  современного мира».

Ирина Баженова окончила ГМУ им. Гнесиных,  затем в 1996 году – ГИТИС (факультет музыкального театра), а после этого – аспирантуру при ГИТИСе по классу вокала. Ее самым главным в жизни театральным педагогом был знаменитый Матвей Ошеровский. Этот мастер с большой буквы, человек, обладавший невероятно мощной энергией и достаточно жестким характером смог дать ей азарт драматического перевоплощения и чувство ощущения сцены. «Когда тебя “бьют в спину”, – признаётся артистка, – тебе очень обидно, хочется разрыдаться, закричать! Но уроки актерского мастерства в ГИТИСе мне до сих пор помогают и на сцене, и в жизни при общении с людьми. Основам вокала я училась у замечательного педагога Анны Матюшиной, и после ее уроков в полной мере поняла для себя одну простую истину: в жизни уметь петь – это большое счастье! Когда человек поет, поет его душа: что может быть лучше этого? Наверное, поэтому всё еще и кружится во вселенной наша маленькая планета...»

Лауреат конкурса «Золотой граммофон» (1998), Ирина Баженова в труппу театра «На Басманной» влилась в 2000 году. Галерея образов, созданных ею здесь за десятилетие, поистине впечатляет. Это Весна в «Снегурочке» и Ткачиха в «Сказке о царе Салтане» на музыку Римского-Корсакова, Фея Фэт в «Спящей красавице» (на музыку Чайковского и Мусоргского) и Певунья в «Сказке про Данилу и Ненилу» (музыка С. Фоминой). В музыкальном спектакле-гротеске «Свадебный фокстрот» по «Предложению» Чехова она просто неотразима в роли Натальи Степановны. При этом никогда не оставляют равнодушной публику ни ее Марцелина в итальянской комедии «Ночь наваждений» (по мотивам комической оперы Доницетти «Колокольчик»), ни Мадам Кроне в комической опере «Безумный Drang на Зальцбург» (по мотивам зингшпиля Моцарта «Директор театра»). Весьма запоминающимися стали такие работы певицы-актрисы в мюзиклах и опереттах, как Кукушкина («Как жить замужем» В. Фридмана), Миссис Хиггинс («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Мадам Арно и Каролина («Фиалка Монмартра» и «Принцесса цирка» Кальмана). Последней бесспорной удачей актрисы – одной из находок и музыкальных изюминокнеобычайно яркого и зрелищного спектакля – стала оригинальная партия Этель в ревю-фантазии «Роз-Мари, любовь моя!» (на музыку Ю. Алябова,  Р. Фримля,  Г. Стотгарта и Дж. Гершвина).

Сейчас исполнительница интенсивно работает над концертным репертуаром и, как и все артисты, мечтает о спектакле, поставленном специально на нее. Но театр есть театр: он живет по своим незыблемым законам. И всё же что-то настойчиво подсказывает: просто не пришло еще время, и мечта актрисы обязательно воплотится в жизнь, ведь ее персонажи – это героини со здоровым природным обаянием, с чувством юмора, с сильным характером, с присущим им стремлением к успеху и волей к победе. Они мобильны, элегантны, а иногда, если нужно, и с поволокой в глазах, но все они ищут счастье, стремятся найти себя в жизни. Так каково же сценическое амплуа Ирины Баженовой? Сама она думает так: «В XXI веке понятие “амплуа” – это синтез многих составляющих: любая роль должна быть интересно сделана и актрисой-певицей, и режиссером, и балетмейстером. И Жанну Тертерян, стоящую во главе нашего театра, отличает превосходная режиссерская интуиция, действенно помогающая раскрытию образа. Она не только сама по себе яркий и солнечный человек, но и удивительный художник, ощущающий мир насыщенно, темпераментно. Именно она заряжает нас своей энергией и энтузиазмом. В ее спектаклях всегда много надежды, любви и света. Всё это мне очень близко – ия тоже хочу дарить людям как можно больше света, тепла и радости».

Игорь Корябин