Banner-new-1

Гастроли в Израиле

Вечер российской оперетты

Русско-американо-израильская Интернет-газета «Мы здесь»

Свидание с молодостью


Изабелла Слуцкая, Тель-Авив

Наступила весна, самое романтичное время года…  Наверное, планируя впервые гастрольную поездку в Израиль, где, можно сказать, «вечная весна», если не лето, Московский Государственный музыкальный театр «На Басманной» не ожидал застать в это время года на Земле обетованной проливные дожди. Откуда гостям было знать, что местные жители всю «засушливую» зиму молились о дожде, и, наконец, они, долгожданные, пролились буквально в эти несколько дней. Однако, полагаю, что полные залы и теплый прием зрителей компенсировал актерам прохладную погоду. Да и они, между прочим, умудрились «поймать» наше израильское солнышко и даже позагорать…

На сцене шла блистательная оперетта Имре Кальмана  «Фиалка Монмартра». Лирическая история любви, искренней дружбы и творческих мечтаний героев исполнялась артистами театра, которые были так же молоды, талантливы и полны надежд, как и те, кого они играли. И это было прекрасно! В зал пришли любители этого «легкого» жанра: те, кто помнил арии из оперетт, звучавшие в их юности, и те, кто влюбился в классическую оперетту недавно. Несмотря на то, что на некоторое время в моду вошли мюзиклы, все возвращается на круги своя, и вновь находится зритель, который готов слушать прелестные мелодии в сочетании с буффонадой, танцами и роскошными нарядами, смеяться над наивными шутками и наблюдать за не очень серьезными любовными интригами.

Нинон — Елена Калашникова; Рауль (в центре) — Сергей Борзов,
и двое его друзей — Александр Кольцов и Виктор Леонтьев

Виолетта - Анна Подсвирова и друзья

Художественный руководитель театра, заслуженная артистка России Жанна Тертерян на презентации, прошедшей в Культурном центре России в Тель-Авиве, рассказала о том, что театр «На Басманной» как самостоятельный коллектив молод — ему восемь лет. Интересна история его нынешнего местонахождения – именно там когда-то был построен первый публичный московский театр, там прошло отрочество будущего мецената Саввы Мамонтова и знаменитого актера Михаила Чехова, там гостил Пушкин, собирая театральный бомонд… Так что до сих пор вдохновение и Музы не покидают эту театральную обитель.

Жанна Тертерян, ученица Бориса Александровича Покровского, считает, что именно этот мастер дал ей профессиональное направление, а из курса ее студентов в1990 году образовалась студия «Экспромт». Воспитанники Жанны Григорьевны стали солистами в первом российском мюзикле «Норд-Ост», а также ведущими исполнителями Новой оперы, Большого театра, Московской оперетты и других московских музыкальных театров.

А студия «Экспромт» стала экспериментальной площадкой и дала старт будущему театру «На Басманной». Актеры этой труппы обладают синтетическим дарованием, и это дает возможность режиссеру  воплотить на сцене свои самые смелые замыслы.

Листая буклет, я поразилась разнообразию репертуара музыкального театра: оперетты Кальмана и комическая опера Моцарта, музыкальный спектакль по чеховским водевилям и музыкальная комедия Оффенбаха, оригинальный мюзикл по повести Пушкина «Барышня – крестьянка» и музыкальные сказки «Снегурочка»,  «Сказка о Царе Салтане», «Спящая красавица»…
В Израиль театр привез свой вариант оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», постановка режиссера Жанны Тертерян,  либретто написано ею по мотивам романа А. Мюрже «Жизнь богемы».

Оперетты Кальмана «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка» и другие сразу покорили мир, считаются непревзойденными по мелодике и оркестровке, невероятно популярны среди широкой публики.

Путь наверх для творческих людей  всегда  был труден, может, потому и сегодня, когда в искусстве царит шоу-бизнес, деньги правят бал и сложно пробиться таланту без связей, сюжет оперетты воспринимается вполне актуально. Спектакль порадовал своей яркой театральностью, интересной сценографией, элегантными костюмами, замечательными голосами, молодостью и красотой актеров. Все это было очень гармонично и дарило ощущение праздника. Молодые актеры, которые, как принято в оперетте, очень органично пели, шутили, страдали и танцевали,  прошли хорошую театральную школу. Главный герой художник Рауль Камье. – приятный тенор и хороший  актер Сергей Борзов, закончил Гнессинское училище, затем ГИТИС, это его дебют в большом спектакле. Нинон Тисье, роскошную красавицу, играла актриса Елена Калашникова, лирическое сопрано, прима театра. Роль очаровательной цветочницы Виолетты, продающей фиалки на Монмартре, лирико-колоратурное сопрано, влюбленную в художника, исполняла дебютантка Анна Подсвирова, недавняя выпускница Гиттиса, очень органичная, трогательная актриса. Мадам Арно, консьержка, актриса Ирина Баженова, лауреат премии «Золотой граммофон» и ее партнер дядюшка Франсуа, заслуженный артист России Вячеслав Ткачук показали настоящий классический опереточный дуэт, эксцентрику и буффонаду. Ну, а нашего героя во всех перипетиях поддерживали его талантливые друзья – поэт и музыкант, которых сыграли не менее талантливые и просто неотразимо красивые артисты Александр Кольцов и Виктор Леонтьев.

А еще можно сказать, что на сцене присутствовала труппа – 33 человека, и актеры играли с удовольствием и так заразительно, что представление не раз прерывалось аплодисментами.

Затихает постепенно карнавал ночной,
разноцветные погасли фонари.
Завсегдатаи ночных кафе идут домой,
от зари веселье длилось до зари…

И нам пора уходить, занавес закрывается, но надолго останется ощущение, будто мы побывали в Париже, на Монмартре, на празднике жизни, и спасибо тем, кто нам в этот вечер подарил нежность, молодой задор и хорошее настроение.

Фото: Ольга  Кузнецова

ГАЗЕТА «МОСТ»11 МАРТА 2009Г. (ИЗРАИЛЬ)

В ТЕЛЬ-АВИВЕ РАСЦВЕЛА МОСКОВСКАЯ «ФИАЛКА»

8 Израиле впервые по6ывап Моско­вский музыкальный театр «На БАСМАН­НОЙ», которым руководит заслуженная артистка России Жанна Тертерян. На сцене театра „Нога» при полных полных .запах два дня шла оперетта Имре Кальмана.

«Фиалка Монмартра», которую привез этот молодой  коллектив.

Наших зрителей трудно чем-нибудь удивить, особенно тех, кто прибыл ­когда-то в Израиль из пространства, называвшегося  Советским Союзом. Сюда приезжали в последние годы, кажется, все звезды из тех и этих времен, к которым­ многие из нас питают теплые ностальгические чувства. Вот почему аншлаги им всегда обеспечены. А тут в Тель-Авиве собирается устроить гастро­ли музыкальный театр, совершенно нез­накомый нашим меломанам, которому, как выяснилось, И лет-то всего восемь, и помещения у него своего нет, и ар­тисты там почти все невероятно юны. это значит, что до уровня «звезд» они уже в силу своего возраста дойти ни­как не могли. Но это обстоятельство да­ло зрителям редкую возможность услы­шать прекрасные чистые голоса, уви­деть молодые лица и насладиться есте­ственными искренними чувствами, кото­рые приобретаются не только в резуль­тате профессионального мастерства, но еще и' благодаря“ той самой «золотой юности», о которой поют герои оперет­ты Кальмана. И действительно, почти все актрисы  кто вышел в эти дни на сцену театра „Нога“, недавние выпуск­ники либо Российской Академии Теат­рального Искусства имени А.В.Лунача­рского, либо окончившие консерватории  музыкальные училища России.

Кстати, за день до начала гастролей в Российском Культурном Центре прошел специальный прием, посвященный  встрече театра «На Басманной», где выступили перед публикой, вnюбл6нной В оперетту, художественный руководи­тель коллектива Жанна Тертерян, директор Юрий Архипов и двое солистов.

— Елена Калашникова и Сергей Борзов, которым аккомпанировала концерт­мейстер Евгения Грецкая. Увидев пе­ред собой два совсем юных существа, переполненный зал Российского Цент­ра, хотя и был заинтересован во встре­че, всё-таки слегка насторожился. Никогда актеры, выходя по очереди к ау­дитории, выдали ей высочайшие образ­цы мировой оперы и оперетты, такие как вальс Мюзетты из «Богемы» Дж. Пуччини, тост князя Орловского из «Летучей мыши» И.Штрауса, чардаш Тассило из «Марицы» и выходные арии Теодоры и Мистера Икс из «Принцессы цирка», та взорвалась аплодисментами. И это было настоящей победой и моло­дых артистов, и всего театра, который, показав «Фиалку Монмартра» оконча­тельно покорил израильскую публику. Потому что заставил ее узнать и пове­рить в то, кроме  известного мно­гим Московского театра оперетты  есть

еще и другой — талантливый, молодой, а потому и азартный коллектив, кото­рый осмелился привезти целиком этот непростой спектакль со всеми декора­циями. А еще и тридцать три человека- вместе с артистами, гримерами, рек­визиторами, костюмерами...

Исполнительница главной роли Вио­летты Анна Подсвирова рассказала нам, что встретила в первый же вечер пребывания в Тель-Авиве своего мас­тера курса в РАТИ Романа Виктюка, который часто выступает у нас со сво­ими спектаклями. И тот был совершен­но сражен, узнав, что театр безо вся­ких

спонсоров отважился на столь рис­кованное предприятие. Но для зрите­лей, которым удалось побывать на спектакле москвичей, очевидно одно этот шаг стоило совершить. И для того, чтобы ступить на святую землю Израи­ля, и для того. чтобы перекинуть еще один мост между людьми наших двух стран, которым наверняка интересно ещё раз узнать о том, что по духу мы, в сущности, очень близки друг другу.

А иначе чем объяснить то, что игра артистов, погрузивших нас в жизнь па­рижской богемы, находила мгновенный отклик в зрительном зале, который от­вечал на всё, что случалось с героями оперетты, улыбками, аплодисментами и внезапной тишиной — истинным блаже­нством для актеров?! И перипетии в судьбах художника, композитора, поэта и певицы в исполнении молодых артис­тов Сергея Борзова, Виктора Леонтье­ва, Александра Кольцова и Анны Подсвировой разве не волновали публику так же горячо, как собственные радо­стные и печальные события жизни?1  Да яркие выходы и шутки двух комических персонажей — Мадам Арно в исполне­нии Ирины Баженовой и ДЯДЮШКИ Франсуа Вячеслава Ткачука — не весе­лили нашу душу?1

Остается добавить, что для настоя­щего знакомства с новым коллективом слишком мало двух дней и одного спек­такля. Тем более что путь к нам не близок, а публика только-только загоре­лась интересом к незнакомому ей мос­ковскому театру и готова к следующей встрече с ним в более широком фор­мате, когда можно будет увидеть и ус­лышать полюбившихся артистов в иных ролях и партиях.

Елена Ефременко

Газета «Спутник»

"Басманная" в "Гешере" — настоящая "Фиалка Монмартра"!

Это были странные гастроли. С небольшим рекламно-пиарным шумком, всего на два представления в Израиль на гастроли приехал Московский Государственный музыкальный театр «На Басманной», с единственным спектаклем — опереттой «Фиалка Монмартра» Имре Кальмана, которую он и показал на сцене театра «Гешер».

Зал был на удивление полон — в это внес свою лепту Российский Культурный Центр со своим бессменным руководителем Александром Александровичем Крюковым, который накануне провел блестящую презентацию этого события. Руководитель театра «На Басманной», заслуженная артистка России Жанна Тертерян, которая является любимой ученицей такого «гуру» оперного жанра, как Борис Покровский, и директор театра Юрий Архипов, что называется, показали «свой товар» — театр — лицом, то есть прекрасными лицами, а главное — голосами: сопрано и тенором — солистов Елены Калашниковой и Сергея Борзова. Они ярко исполнили несколько известных партий из оперетт «Принцесса цирка», «Мистер Икс», Чардаш Тассило из «Марицы» Кальмана, вальс Мюзеты из «Богемы» Пуччини, арию Роз — Мари из одноименной оперетты Фримля, дуэт из «Веселой вдовы» Легара и другие произведения в сопровождении концертмейстера театра Евгении Грецкой.

«На сладкое» после некоторых колебаний — придите в театр и услышите! — все-таки была исполнена ослепительная «Карамболина» — визитная карточка «Фиалки Монмартра». Думаю, это склонило многих «проголосовать ногами» — то есть прийти на преставление.
Ну что сказать о собственно оперетте в том виде, в котором нам ее представили московские артисты? Из достоинств отмечу главное — прекрасные голоса всех без исключения участников этого действа. А особенно — исполнителя партии Рауля Сергея Борзова и Нинон — Елены Калашниковой. Их выбор на эти роли — это «попадание в яблочко», даже по внешнему виду — темпераментный, аристократичный Рауль — Сергей и божественно прекрасная холодная порочная Нинон — Елена.

Все артисты в этой оперетте мало того, что прекрасно поют, но и играют, и танцуют. И если добавить к этому, что они практически все ослепительно молоды — всем в районе 25-30, — то это усиливает эффект достоверности. Одно дело играть нищих художника, композитора, поэта, когда тебе и по сценарию, и по физическому возрасту 25-30, и совсем другое — если тебе 50, а играешь ты молодого человека. Грим, конечно, творит чудеса, но актеру самому, будучи в весьма зрелом возрасте, трудно играть нищего юношу, особенно, если он к своим годам чего-то в жизни таки добился.

Обаяние молодости, физической красоты, безупречного вокала — это безусловное достоинство показанной нам версии.
Что бы я отнесла одновременно и к достоинствам, и к недостаткам показанного нам спектакля — это безупречное исполнение классики жанра. Все было так, как должно было быть, как много десятков лет показывали до того, и как, наверное, будут еще показывать и после.
«Сермяжная правда» в этом есть: зритель знает, о чем будет идти речь, он живет в предвкушении «Карамболетты», которую мурлычет себе под нос вместе с артистами, и нельзя обмануть его ожидания. К тому же, музыка Имре Кальмана настолько совершенна, что в ней трудно что-либо изменить.

Но театр молод, ему всего 8 лет, он работает почти на невспаханной ниве комической оперы, причем находит для своих постановок малоизвестные вещи — в репертуаре есть «Леди Акулина», «Абу Гассан», «Безумный Drang на Зальцбург» — и это пользуется успехом! По словам Жанны Тертерян, в театр публика валом валит, и даже молодежь!

Так почему бы театру не «похулиганить», не «одеть» любимый спектакль и его главный мотив в «современные одежды» джаза или рок-н-ролла?! Перенести действие в наши дни, чтобы он оказался более близким сегодняшнему молодому зрителю, обрел более яркую индивидуальность именно в связи с имиджем своего собственного театра – молодого Московского государственного музыкального театра «На Басманной», главное направление которого — комическая опера?!
А вообще «Фиалка Монмартра» мне понравилась: классика есть классика!

Марина Марголина
Фото Ольга Кузнецова